«Нам это осточертело»

Золотая эпоха YouTube закончилась. Что сгубило главный видеосервис мира?

YouTube больше нет. По крайней мере в прежнем виде. Самые популярные видеоблогеры в один голос заявляют, что популярнейший видеохостинг в глубоком кризисе, а журналисты The Verge и вовсе объявили, что золотой век YouTube закончился навсегда. Что погубило самую массовую видеоплощадку? Как YouTube предал свои принципы и почему именитые видеоблогеры спешно бегут с платформы.

«Черт возьми, это глюк?»

В мартовском выпуске Impulsive — подкаста скандального американского блогера Логана Пола (Logan Paul) — о насущной проблеме с YouTube высказались авторы канала RackaRacka — Дэнни и Майкл Филиппу (Danny Philippou, Michael Philippou). Эти ребята из Австралии прославились созданием пародийных роликов с большим количеством спецэффектов: почти в каждом новом видео присутствуют качественная графика, искусственная кровь и расчлененка — все как в настоящих голливудских боевиках.

Дэнни и Майкл выкладывают ролики с 2013 года, за это время им удалось набрать около 5,5 миллиона подписчиков и более 800 миллионов просмотров. Получается, что YouTube поддерживал креативных авторов на протяжении всего времени, однако, говорят австралийцы, в последние месяцы ситуация кардинально изменилась.

Часть старых роликов с канала RackaRacka попросту невозможно обнаружить, если у юзеров нет прямой ссылки. К примеру, одно из ранних творений Real Life Mortal Kombat Fatalities!, где блогеры при помощи графики воссоздали самые зрелищные убийства из игры Mortal Kombat, было скрыто из поисковой выдачи за нарушение руководящих принципов компании в отношении чрезмерного насилия. Возможно, братья стерпели бы несправедливость или списали ее на ошибку в алгоритмах YouTube, если бы на площадке не остались десятки копий и зеркальных версий, залитых другими пользователями. Представители площадки в ответ на обвинения заявили, что произошел какой-то сбой в системе, но такой ответ не удовлетворил RackaRacka.

«YouTube называет это сбоем в системе, но какой, черт возьми, это глюк? Они говорят нам, что наши видео не спрятаны, но тогда почему ни одно из наших видео не появляется?» — возмутились они в ходе подкаста. Братья Филиппу уверены, что видеохостинг из площадки для уникальных неизвестных авторов превратился в место для эпизодов вечерних шоу и музыкальных видео — другими словами, стал копией обыкновенного телевидения.

«Полтора года назад все было хорошо. Мы могли делать все, что хотели. Мы могли загружать все, что хотели, но в последнее время все видео были демонетизированы, и это осточертело. Не поймите нас неправильно: мы по-прежнему прикладываем 200 процентов усилий для каждого видео, которое делаем, но в творческом и финансовом отношении мы немного застопорились», — заявил Дэнни.

С точкой зрения братьев согласны и другие популярные блогеры — например, их собеседник Логан Пол и швед Феликс PewDiePie Чельберг: оба автора давно испытывают серьезные проблемы с монетизацией роликов и продвижением контента.

Хотели как лучше

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно слегка углубиться в историю сервиса. В 2006 году видеохостинг приобрела компания Google. На тот момент YouTube был заполнен пиратскими фильмами и музыкой, поэтому разработчикам пришлось в срочном порядке вычищать противоправный контент. Пустоту нужно было чем-то заполнять, так что сервис сосредоточился на производстве собственного контента. Через некоторое время владельцы площадки начали поощрять независимых авторов, которые стали получать деньги за каждый просмотр своих роликов. При этом стать видеоблогером мог любой желающий — достаточно было создать канал и заливать туда видео.

Спустя несколько лет YouTube начал экспериментировать с алгоритмами подбора видео. По словам журналистов The Verge, разработчики не хотели, чтобы сервис уступал надвигающимся угрозам со стороны конкурентов (в частности — стримингового сервиса Netflix). В 2012 году представители хостинга объявили, что теперь их алгоритмы будут с большей охотой рекомендовать пользователям длинные ролики — это нужно для удержания посетителей на сайте.

«Вашему каналу будет лучше, если ваши видео будут дольше смотреть на YouTube», — говорилось в заявлении разработчиков. Многие блогеры усвоили это и быстро подстроились под новую систему.

Пик успеха YouTube пришелся на 2015 год: тогда сообщество авторов процветало и получало огромные деньги за свои ролики. В это же время хостинг запустил работающий по подписке сервис YouTube Red: за 10 долларов в месяц пользователи имели доступ к эксклюзивным сериалам с любимыми звездами видеоблогинга в главных ролях. Правда, счастье длилось недолго.

Уже в 2016 году знаменитые авторы начали жаловаться на проблемы с монетизацией: американцы Филипп ДеФранко (Philip DeFranco), Джесси Риджуэй (Jesse Ridgway) и десятки других блогеров заявили, что из их роликов неожиданно пропала реклама — соответственно, они перестали получать доход от своей основной деятельности. У некоторых и вовсе начали падать просмотры и пропадать подписчики. При этом никто не понимал, с чем это связано.

Негативный эффект почувствовал и самый популярный в мире видеоблогер Феликс Чельберг. Он обратился к YouTube и подробно описал ужасающую ситуацию: если раньше его ролики собирали около 30 процентов просмотров из рекомендаций, то теперь эта цифра упала до менее одного процента.

Чельберг даже в шутку пригрозил удалить свой канал, после чего представители YouTube быстро выступили с заявлением. Разработчики уверили всех, что никаких изменений в алгоритмах не произошло. После цепочки этих событий многие авторы поняли, что YouTube начал меняться и жестче контролировать контент — другими словами, появилась цензура.

Адпокалипсис

События 2017 года, пожалуй, стали самым страшным кошмаром для руководства YouTube. К тому моменту площадка уже давно и безуспешно боролась с экстремистскими роликами, но каким-то образом удерживала рекламодателей. Однако в один момент ситуацию пошатнула публикация The Wall Street Journal, журналисты которого обвинили знаменитого блогера PewDiePie в расизме, антисемитизме и других смертных грехах.

Сотрудники WSJ нашли старые отрывки из видео самого популярного автора, где тот в шутку просил двух индийцев поднять табличку с надписью «смерть всем евреям». Журналисты вырвали момент из контекста и показали его крупнейшим рекламодателям YouTube. Те моментально заявили, что уходят с платформы, если их реклама будет крутиться на подобных роликах. В результате PepsiCo, Coca-Cola, Volkswagen, Starbucks и десятки других международных корпораций прекратили сотрудничество с видеохостингом.

Представителям платформы ничего не оставалось, кроме как наказать Чельберга: в одночасье он потерял контракт с Disney и YouTube Red, лишился монетизации части роликов и перестал попадать в тренды.

Внимание, которое PewDiePie и WSJ привлекли к YouTube, положило начало так называемому «адпокалипсису» (adpocalypse) — агрессивному отключению монетизации даже в самых, казалось бы, безобидных роликах на видеохостинге. Разработчики так старались перестраховаться от потенциальных проблем с выходящими на платформе видео, что отключали рекламу буквально у всех блогеров. Это вызвало очередную волну негатива у авторов, но YouTube оставался непреклонен.

Доигрались

Спустя год после скандала с Чельбергом ситуация слегка устаканилась: алгоритмы продолжали «резать» рекламу у блогеров, но значительно реже. По крайней мере, до определенного момента.

На этот раз отличился уже упомянутый Логан Пол. В конце 2017 года американец опубликовал ролик из путешествия по Японии. Он гулял по известному «лесу самоубийц» Аокигахара и наткнулся там на тело одного из местных жителей. Вместо того чтобы пройти мимо, блогер посмеялся над трупом и выдал несколько неоднозначных шуток. К тому моменту на канал Пола уже было подписано более 10 миллионов человек, так что его поведение не осталось незамеченным. В итоге знаменитый автор практически повторил судьбу Чельберга: лишился многих контрактов и потерял возможность зарабатывать на некоторых роликах.

После громкого скандала «Адпокалипсис» повторился, причем с удвоенной силой. YouTube ввел очередные алгоритмы, которые, как отмечали разработчики, должны были «значительно улучшить способность выявлять авторов, которые вносят позитивный вклад в сообщество». Однако проблемы с монетизацией лишь усугубились: блогеры с большим количеством подписчиков теряли огромные деньги, а начинающие авторы вообще не могли подключиться к партнерской программе из-за неожиданных изменений.

Ситуацию усугубили другие серьезные проблемы: журналисты различных изданий начали обвинять YouTube в потворстве террористам, экстремистам, педофилам, антипрививочникам и многим другим, так как алгоритмы YouTube не только не блокировали ролики с подобным содержанием, но и периодически оставляли им монетизацию. После каждого скандала рекламодатели грозились уйти, а видеохостинг все сильнее закручивал гайки — и лишал блогеров доходов.

Конец прекрасной эпохи

Журналисты The Verge уверены, что череда описанных событий вынудила руководство YouTube постепенно отойти от концепции продвижения блогеров. Вместо этого хостинг теперь делает акцент на музыкальных роликах от крупных лейблов и ночных шоу. При этом видео независимых авторов задвигается на второй план и все реже появляется в рекомендациях.

Своими действиями представители YouTube практически не пытаются скрыть тот факт, что независимые блогеры у них больше не в приоритете. Как пример можно привести последний ежегодный ролик YouTube Rewind, где по традиции разработчики хостинга подводят итоги уходящего года и приглашают самых известных деятелей платформы. В 2018 году одну из главных ролей в видео почему-то исполнил американский актер и музыкант Уилл Смит, который, по большому счету, не имеет никакого отношения к видеохостингу. При этом самых известных блогеров Чельберга и Пола в Rewind вообще не пригласили.

Еще одна весточка — презентация YouTube для рекламодателей, которая прошла в 2018 году в Нью-Йорке. Если раньше гостям показывали ролики именитых блогеров, то на этот раз сцену захватили клипы Арианы Гранде, трейлеры сериалов с Кевином Хартом и Деми Ловато и отрывки из вечернего шоу Джимми Феллона.

Тем не менее в комментарии для The Verge руководители YouTube не согласились с точкой зрения журналистов. Они заявили, что их основная стратегия и инвестиции в контент по-прежнему сосредоточены на блогерах.

Несмотря на все обещания разработчиков, действия YouTube вынуждают авторов искать другие платформы для публикации роликов. Например, братья Филиппу уже заявили, что готовы покинуть площадку.

«Мы уходим. Мы найдем другое место, которое захочет наши видео. Раньше это был YouTube, но это больше не так. И я не думаю, что это когда-нибудь снова будет так», — заявил Майкл.

Недавно в СМИ появилась информация о том, что PewDiePie будет ежедневно вести прямые эфиры на сторонней блокчейн-платформe DLive. Кроме того, Чельберг намерен инвестировать в децентрализованный проект и поддержать других независимых авторов контента на новой площадке. Вполне возможно, что это его первый шаг к прощанию с YouTube.

  • avatar
  • .
  • +29

6 комментариев

avatar
цензурка только в мордоре, ага :)
avatar
мало рекламы?? да без рекламы уже и не посмотришь ролик на ютубе.
avatar
им мало рекламы на расчленёнке.
avatar
без рекламы уже и не посмотришь ролик на ютубе
А на ютубе есть реклама? Не знал, не знал…


avatar
ютюб просто стал жадноват для всех этих блохеров, которые нехило зарабатывали в 2015 например
avatar
не в том дело. Да, ютуб зажимает бабло, так все и всегда делают.
Но тут разница между крысить с доходов или крысить с убытков.
Ютуб своей политикой, которая именно политика, а не коммерция, давит то, что могло бы приносить много бабла, всем — и ютубу, и блохерам. Это цензура.
И в результате становится меньше годного контента, потому что годный контент не проходит политическую цензуру. Отсюда меньше интереса, отсюда меньше бабла для всех.
В коммерческом плане они сами себе наступают на яйцы.

Однако. У гугла бабла больше, чем нужно любому человеку для потребления. Хоть сторублевками печку топи — их больше будет новых прилетать. Поэтому любой такой монстр начинает именно в политику, а не в бизнес.

И мы можем вспомнить, что гугл принадлежит не каким-то там цукербринам. Гугл (и все остальные такие корпорации) принадлежат Вангарду. А уж этим-то точно похуй на прибыли, у них бабло есть само по себе. То есть, вопрос не в том, сколько у них бабла. Вопрос в том, чье это бабло в принципе. Оно — их. А нам они дают капельки бабла, за которые мы пляшем и поем.

Поэтому Вангард заинтересован лишь в одном — в сохранении текущего положения, где только они и определяют, у кого сколько есть бабла, так как бабло им принадлежит. Конечно, для этого есть инструменты. Ютуб — один из них. Это политика, а не бизнес.

Слава богу, что инструмент против Вангарда все же существует. Можно ядерным оружием, ковровыми бомбардировками и танковыми клиньями убить всех их защитников и рабов. И даже их самих потом. Только этого они и опасаются.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.