Почему в Интернете всё так плохо

Как известно, русскую интеллигенцию всегда волновали три сакраментальных вопроса — Что происходит, Кто виноват и Что делать. «Почему в Интернете всё так плохо» — это частный вариант комбинации из первых двух вопросов. Попробую на них ответить.

Как сформулировал один неглупый товарищ, любая бизнес-система в Интернете хочет продавать внутри себя как можно больше рекламы, и отдавать авторам контента как можно меньший процент её стоимости. При этом ей хотелось бы получать органический рост аудитории, а также авторов и рекламодателей, чтобы сталкивать последних в аукционных войнах за размещение рекламы, и тем самым получать ещё больше денег от её продажи.

Почему всё сосредоточено на продаже рекламы? А потому, что в Интернете никто из пользователей ни за что платить не хочет. «Скачать всё бесплатно без СМС и регистраций» — вот универсальный рецепт, который единственно приемлит аудитория. За какие же шиши арендовать сервера и оплачивать трафик? Благотворителей нынче слишком мало. Вот и идет откат на рекламе.

Посмотрите на деятельность Яндекса. У них вечно начинается за здравие, под разговоры о нуждах юзеров — а заканчивается бесстыдным выбиванием бабла из каждого пиксела. Я частично уже говорил об этом в статье «Пошел в туалет, а там такой Дзен!» — о том, как загибается когда-то весьма пафосный проект Яндекса, и не только ничего с этим не могут поделать, но продолжают упорно долбиться головой в стену, выпустив еще такую же ерунду под названием Яндекс.Аура. И всё это под камлания о «машинном обучении» и «нейросетях рекомендаций», которые сделают пользователю хорошо при помощи нажатия на большую кнопку с надписью «Сделать мне хорошо».

Самое смешное, что дальше будет только хуже. Когда E-generator запускал в 2006 году свой агрегатор новостей СМИ2 — им тоже казалось, что вот они сделают такой агрегатор, который будет подбирать пользователям интересные новости из солидных источников, в партнеры были взяты РИА «Новости», «Ведомости», «Газету.ру», Forbes, Vesti.ru и так далее. Ну и во что это вылилось? В шок-банеры с кликбейтом про «кремлевскую таблетку» и «зашел в туалет, а там такое».

Яндекс просто танцует на граблях, которые давно и хорошо известны. Если реклама оплачивается рекламодателем по клику — то система вынуждена будет генерировать кликбейт, чтобы было больше кликов на показы. А поскольку 90% баннеров скликивает школота — отсюда тематика и наполнение материалов, выбираемых системой, естественно, для лучшего показа рекламы (ахахаха — вы еще помните, что исходно систему делали как бы для пользователя, и что материалы должны были подбираться под его вкусы? Забудьте — на самом деле система просто хочет открутить вам рекламу). Система ставит в топ то, на что чаще кликают в банерах. А чаще кликают на то, что попало в топ. Это такой автоматический самоудовлетворитель.

И вдобавок на всё это накладывается яндексовая проплата за подъем в топ. Которая неизбежно забивает топ заказухой.

Да чо там — просто введите в яндекс-поиске, например, «автомобиль» — и вы увидите, что половина выдачи Яндекса на первой странице забита рекламой продуктов самого яндекса и платной рекламой, нормальных результатов поиска там уже практически не осталось. Понимаете — поисковик вместо поиска занимается тем, что откручивает вам тематическую рекламу. То есть перестал выполнять ту функцию, на которую был исходно предназначен. Его впору переименовывать в «поиск по рекламе».

Яндекс — найдется всё (среди рекламы партнёров).

Введите в поиск Яндекса «замена масла в акпп Солярис» — и вы увидите выдачу, сплошь забитую рекламой автосервисов и опять же рекламой продуктов яндекса. Введите то же самое в Google — и вам покажут, как заменять масло. Причем выдача начнется с нескольких видео для тех, кто не умеет читать, и дальше сплошь будут идти инструкции из разных блогов людей, которые это делали. Ощущаете разницу? Вот в этом весь Яндекс. Они там давно спятили на выколачивании бабла.

Причины же просты, как мычание. Яндекс — коммерческая компания. Задача коммерческой компании — генерировать поток бабла. Поэтому итоги работы менеджеров там оцениваются по тому, какой рост генерации бабла они обеспечили. Всё остальное — бла-бла-бла лапша для развешивания на ушах. А из этого критерия оценки следует, что менеджеру надо резать затраты на новое, и увеличивать выход бабла с поляны. В пределе это означает прекратить поддержку даже того, что уже есть — и сосредоточиться на напихивании рекламных блоков везде, где только можно. Поэтому у Яндекса идет бесконечный хоровод заброшенных умирающих продуктов, убитых овермонетизацией. И овермонетизация уже дошла до самого движка поиска и его выдачи.

Хорошо еще, если разработчики яндекс-автомобиля смогут свалить в Hyundai и там продолжить свою работу. А то ведь и это направление загнется, как загнулись практически все начинания Яндекса — потому что профи-менеджерам проект интересен ровно до тех пор, пока он идет на взлёт и можно кормить руководство обещаниями великих перспектив. А как только начинается фаза «пора уже зарабытвать денег» — так это всё выглядит одинаково: напихать везде рекламных баннеров, быстро показать какой-то поток денег по принципу «не было ни гроша, да вдруг алтын» — и затем валить из компании нахрен, чтобы с падением разбирались уже другие люди.

Сегалович смотрел на это, смотрел — да и помер. Ну тут вообще началось — кот за двери, мыши в пляс.

Особенно меня, если честно, впечатлила монетизация Auto.Ru по-яндексовски. Это же надо было — полгода крутить по ТВ дорогущую рекламу «эти машины проверены» с физиономией Фоменко, чтобы финальным аккордом закрыть все точки проверки и похоронить саму идею, вернувшись обратно к тому, с чего Автору начинался 20 лет назад — к тупой публикации объявлений о продаже перетертых тачек всякими жуликами-перекупами. Сколько Яндекс ухнул бабла в рекламу — я даже не берусь судить, но это явно астрономические суммы, которые несчастная досочка объявлений не отобьет никогда. Что это было? Дембельский аккорд товарища, отвечавшего за этот проект, перед уходом из компании? Эхе-хе.

И дело тут не в Яндексе — он лишь типичный пример. Точно так же интернет-бизнес сейчас ведется всеми. Громкие старты, фейерверки, хайп — и потом сдутие в никуда. И что делать — никто не знает.

  • avatar
  • 1
  • .
  • +15

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.