Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления

В октябре 2006 года мне довелось поучаствовать в обследовании мостов федеральной трассы «Колыма» Якутск – Магадан на территории Магаданской области. Мы проехали 800 километров по легендарному Колымскому тракту от Магадана на север, в край заснеженных хребтов и бескрайней тайги и увидели Колыму во всей её суровой красе.

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Я проснулся около двух ночи по Москве. Было уже светло, что, впрочем, неудивительно: мы летим «против времени» и в этом часовом поясе уже утро. Под нами — арктические пустыни Таймыра.

 

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

 

Магадан

Магадан путешествия, факты, фото

Мы немного посмотрели город. Первым делом, поехали к Охотскому морю — в легендарную бухту Нагаева.

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

 

Магадан — Палатка (80 км от Магадана) — перевал Яблоневый (140 км)

Магадан - Палатка (80 км от Магадана) - перевал Яблоневый (140 км) путешествия, факты, фото

На развилке двух дорог находится ДРСУ, где мы оставляем свои вещи в старой избе и проводим две ночи. Обстановка немного аскетичная. Холодновато. На улице -15, внутри +10. Но главное, — есть два провода, из которых можно смастерить розетку, есть лампочка под потолком, есть плитка, три «пружинных» кровати, есть крючок, на который можно закрыться, есть даже что-то типа бани в котельной, расположенной во дворе. Домик охраняется парой дружелюбных дворняг, в котельной сидит истопник он же сторож, а днём из поселка в ДРСУ приходит с десяток работяг. Магазин расположен в посёлке Палатка в пяти километрах. Кстати, вполне цивильный гастроном.

Небольшой праздничный стол, который, без учета горячих блюд (картошки с тушёнкой, сваренной на плитке) выглядит так.

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Перевал Яблоневый — пос. Атка — перевал Гербинский (140...340 км по трассе к северу от Магадана)

Перевал Яблоневый - пос. Атка - перевал Гербинский (140...340 км по трассе к северу от Магадана) путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Поселок Атка (200 км по трассе к северу от Магадана) ныне существует только благодаря дороге и базирующемуся здесь участку дорожного управления. Когда-то большой поселок опустел в 1994-1996 годах. В 1989 году население посёлка составляло 2500 человек, в 2006 году (когда мы там побывали) — 450 человек, в 2018 году — 323 человека… Сейчас почти все дома заброшены, а оставшиеся жители переселены в две-три наиболее пригодные для жилья пятиэтажки. Но пока есть дорога, жизнь здесь теплится (существует школа с несколькими десятками учеников, пункт милиции, почта, магазин), пока есть дорога — существует надежда. Мы заселились в одной из квартир пятиэтажки. Это один из немногих оставшихся жилых домов — около половины квартир заселены, остальные брошены: выбирай любую (в выборе квартиры помогли дорожники, использующие одну из опустевших квартир в качестве гостевого общежития). В квартире осталась мебель, две рабочие розетки, есть свет, с удивлением обнаружили работающий газ (пусть и с очень слабеньким напором) и даже почти работающий телевизор. Батарея немного греется, но на улице уже -20, в квартире не более +10, поэтому идём в ДРСУ за обогревателем, попутно закупаясь в магазине.

Ну всё — быт обустроен: можно жить и работать!

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

 

Перевал Гербинский — река Колыма (пос. Дебин) — пос. Ягодное (340 км...526 км по трассе к северу от Магадана)

Перевал Гербинский - река Колыма (пос. Дебин) - пос. Ягодное (340 км...526 км по трассе к северу от Магадана) путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Но это сейчас. А тогда, в 2006 году, перспективы станции по-прежнему были довольно туманны… Стройка от нашей трассы совсем рядом — всего несколько горных перевалов.

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Перед поселком Дебин трасса пересекает реку Колыму, одну из крупнейших рек Восточной Сибири. Это её среднее течение, судоходство начинается в сотне километров ниже, за Усть-Среднеканом, но уже здесь Колыма очень широка и мощна.

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Мост эксплуатируется в очень суровых климатических условиях — зимой температура здесь опускается ниже -50 градусов, а летом часто превышает +30. В настоящий момент он практически исчерпал свой ресурс, и скоро в 30 метрах от существующего начнётся строительство нового моста… (Комментарий 2019 года — новый мост через Колыму у Дебина был открыт в 2015 году, старый мост, который мы фотографировали в 2006 году, в настоящее время разобран).

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Ещё одно памятное место, находящееся неподалёку – знаменитая «Серпантинка» — один из самых страшных лагерей НКВД, находившийся в конце 30-х годов в районе ныне заброшенного посёлка Хатыннах на ручье Снайпер. Это примерно в 35 км по боковой дороге от райцентра Ягодное. Здесь расстреливали сотнями и тысячами. Это место называли «Долиной Смерти». В июле 1991 г. на месте тюрьмы был установлен мемориал — двухметровая глыба серого гранита, опутанная ржавой колючей проволокой с надписью: «На этом месте в 30-х годах находилась следственная тюрьма „Серпантинка“. Здесь были казнены десятки тысяч репрессированных граждан, прах которых покоится в этой долине».

Едем далее. 74-километровый участок от поселка Дебин до райцентра Ягодное и последующие 35 километров до поселка Бурхала проходит вдоль долины реки Дебин — крупного левого притока Колымы. Порой трасса проходит прямо вдоль берега. На протяжении 109-ти километров сопровождает нас река Дебин.

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

. Ещё один интересный объект — висячий пешеходный мост через реку Дебин, также построенный когда-то первопроходцами. И сейчас, правда, с легким экстримом, по нему можно перейти на другой берег. Судя по следам на снегу, и сейчас местные охотники и старатели им пользуются.

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Приближаемся к райцентру Ягодное — крупному поселку Магаданской области в 526 километрах по трассе от Магадана с населением около 5 тысяч человек. После стольких дней в глуши, Ягодное воспринимается чуть ли не мегаполисом, этаким оазисом цивилизации посреди бескрайних гор, снега и тайги! Несколько многоэтажек, рейсовые автобусы, курсирующие из одного района поселка в другой, рынок, клуб, кинотеатр, много народа… Даже мобильник заработал! Ну а мы, несколько ошалевшие от нежданно нагрянувшей цивилизации, решили пообедать в местной кафешке. Была суббота, в кафешке царила праздничная атмосфера — готовились к свадебному банкету, но очаровательная официантка, пока молодожёны с гостями были в ЗАГСе, конечно, не отказалась покормить трёх заросших путников. Апофеозом этого прекрасного дня стала ночь, проведённая в местном отеле! Ванная, унитаз и даже телевизор, показывающий почти все российские каналы! Сказка! День в Ягодном — как глоток воздуха, после которого снова хочется в бой — и мы едем дальше. :))

Ягодное — оазис цивилизации среди бескрайней Колымы.

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Ягодное — Сусуман (526 — 633 км по трассе к Северо-Западу от Магадана)

Ягодное - Сусуман (526 - 633 км по трассе к Северо-Западу от Магадана) путешествия, факты, фото

Перевал Бурхалинский:

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Жилые кварталы Сусумана. На дальнем плане — гора Морджет (2127 м).

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Сусуман — Мяунджа (633 — 718 км по трассе на Северо-Запад от Магадана)

Сусуман - Мяунджа (633 - 718 км по трассе на Северо-Запад от Магадана) путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления путешествия, факты, фото

Итак, Мяунджа (Кадыкчанская развилка) — Якутск (718 — 2025 км по трассе от Магадана)

Северная («новая») дорога. Кадыкчан — Усть-Нера — Кюбюме примерно на 200 километров длиннее Южной дороги, но именно в развитие Северной трассы сейчас вкладываются деньги и именно на неё возлагаются надежды с точки зрения установления стабильного автомобильного сообщения Магадана с «материком». От кадыкчанской развилки до границы с Якутией и далее до поселка Усть-Нера дорога по местным меркам очень хорошая — укатанная поддерживаемая грунтовка, не вызывающая проблем в любое время года. В Усть-Нере трасса по мосту пересекает Индигирку — одну из крупнейших рек Восточной Сибири. Затем трасса пересекает по мостам несколько горных рек и в их числе крупную реку Эльгу. Мосты через них были открыты в 2008 году — это было последнее звено новой трассы, после чего 25 октября 2008 года федеральная трасса «Колыма» Якутск — Магадан была официально открыта для круглогодичного движения. Далее ещё около 100 километров грунтовки, и в посёлке Кюбюме «новая» Северная дорога соединяется со «старой» Южной. Итак, новая Колымская трасса через Усть-Неру сейчас проходима в течение всего года.

Южная («старая») дорога. Кадыкчан — Томтор (Оймякон) — Кюбюме. Эта дорога была построена в 40-50-е годы, именно по ней проходил долгие годы Колымский тракт, именно она овеяна легендами. «Старая» дорога короче примерно на 200 км и проходит через полюс холода Северного полушария Томтор (Оймякон), где была зафиксирована рекордно низкая температура -71,2 градуса. От Кадыкчанской развилки неприметной, по сравнению с Северной трассой, грунтовкой поворачивает она налево и берёт южнее. На территории Якутии, несмотря на несколько разрушенных деревянных малых мостов (построенных ещё при Сталине), старая дорога поддерживается в относительно приемлемом состоянии (естественно, по местным меркам). А вот на территории Магаданской области Южная дорога давно не поддерживается, поскольку все финансирование идет на Северную. А здесь, на Южной — разрушение дорожного полотна на месте грунтовых «линз», размытые малые мосты, не всегда преодолимые броды… В летнее время даже на «Урале» преодоление этого 100-километрового участка очень экстремально. Хотя народ умудряется как-то ездить. Так что преодоление Южной дороги, более-менее проходимой в Якутии, на территории Магаданской области в летнее время сопряжено с серьёзными трудностями и риском. А что касается зимников, то зимой вышеописанных проблем — переправ, бродов и разрушенного земполотна нет — кругом снег. Но зимой свои проблемы — 60-градусные морозы, метели… И в зимнее время также удобнее и безопаснее ехать севером, через Усть-Неру.

В поселке Кюбюме две дороги вновь соединяются, и мы продолжаем виртуальное путешествие на Якутск. От Кюбюме до Хандыги 324 километра неплохой грунтовки, а в Хандыге путь трассе преграждает могучий Алдан — крупнейший приток Лены, сам по себе являющийся одной из самых больших рек России. В Хандыге летом действует паромная переправа — паром обычно ходит 1-2 раза в сутки и перевозит зараз с десяток «Камазов». Зимой автомобили преодолевают Алдан по льду, а в «межсезонье», весной и осенью, в периоды ледостава и половодья, переправиться через Алдан какое-то время невозможно. Строительство моста через Алдан в районе Хандыги — важная задача, которая позволит стабильно присоединить Колымский тракт к сети остальных автодорог России. Впрочем, вот уже много лет никаких конкретных продвижений в этом плане нет. Переправившись через Алдан и преодолев ещё около 600 километров (ближе к Якутску дорога становится неплохой), выскакиваем на берег Лены в районе села Нижний Бестях. Здесь трасса Магадан — Якутск заканчивается и переходит в федеральную трассу «Лена» Якутск — Тында — Большой Невер, по которой идёт дальнейший путь «на материк». Эта дорога вполне проходима, хотя автобаном и её не назовёшь, особенно после дождя на отдельных участках… А чтобы попасть в сам Якутск, расположенный на противоположном, левом, берегу Лены необходимо переправиться через эту могучую реку. Зимой переправа организована по льду, а летом работают паромы, регулярно курсирующие между двумя берегами. Много лет витают планы строительства огромного моста через Лену в районе Якутска, но пока тут нет конкретики. К слову, сейчас со стороны БАМа к Якутску уже построена ветка Амуро-Якутской железнодорожной магистрали, заключительный участок которой выходит на берег Лены в Нижнем Бестяхе (напротив Якутска) и должен быть открыт в 2019 году (пока без моста через Лену). Впрочем, это уже другая история...

Возвращение

Возвращение путешествия, факты, фото

В Магадане пошли на рынок. Грех побывать на Дальнем Востоке и не привезти оттуда местных сувениров — пару банок кетовой и кижучёвой икры, крабового мяса, филе трубача, красной рыбы… А затем поехали в аэропорт. И снова старенький Ил-62 (сегодня, в 2019 году, он кажется пришельцем из какого-то далёкого прошлого, а тогда, в 2006-м был ещё повседневной реальностью). Самолёт был забит и загружен под завязку: в зиму с Колымы на континент летит масса народа — в частности, множество рабочих, летом вкалывавших на приисках, а в октябре, получив расчёт, возвращающихся домой на материк. Перелёт был пьяным. Возвращавшиеся с приисков и получившие расчёт рабочие бухали восемь часов без перерыва прямо в салоне, орали песни, валялись даже и в проходах и периодически оккупировали туалеты, чтобы покурить… Сейчас конечно эпизодически на бортах тоже случаются авиадебоширы, но в 2006-м на стареньком Ил-62 Магадан — Москва было куда веселее. :))

Завершить эти воспоминания мне бы хотелось фотографией, сделанной в последний перед вылетом вечер, когда мы вновь, как и в первый день, сходили поклониться Охотскому морю и легендарной бухте Нагаева, с которой началась история Колымы.

  • avatar
  • .
  • +38

3 комментария

avatar
В квартире осталась мебель, две рабочие розетки, есть свет, с удивлением обнаружили работающий газ (пусть и с очень слабеньким напором)
Дочитал до сюда и бросил, только картинки досмотрел. И блин всего 2й месяц с переезда идет, а после просмотра потянуло назад -_-
avatar
Хз-хз. Второй год пошел, назад не тянет.
avatar
Откуда там может быть газ?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.