Почему американцы улыбаются и у них все ОК ? (Задорнов этого не знает).

Почему американцы улыбаются и у них все ОК, а русские выглядят мрачно и дела у них так себе? А так-же почему Американцы индивидуалисты, по сравнению с русскими.
Начнем с того, кто такие, эти американцы, откуда они? Начали колонизацию американского континетна испанцы. Они его открыли к и они основали там первые колонии. Но, в силу ряда причин, после хорошего старта, в результате нескольких войн на северо-американском континенте Испания утратила свои лидирующие позиции, и в 17 -18 веках колонистов в Америку поставляли Англия, Франция, Нидерланды – наиболее развитые капиталистические страны в то время. Именно эти страны, эти люди, и определили характер развития Америки, ее национальных дух. Какую идеологию несли эти люди, что ими двигало?

«Особенно массовым становился приток английских колонистов. Пуританские общины все чаще обращали свои взоры к Америке, надеясь найти там убежище и возможность свободно проповедовать учение о «Царстве Христовом». Уезжали и многие крестьяне, потерявшие свои земельные наделы вследствие огораживаний. Тысячи «беспокойных бедняков», среди которых было много молодежи, не получившей никакого ремесла, а также годные к труду преступники высылались властями в колонии. Первое постоянное английское поселение в Северной Америке было основано в 1607 году на территории будущей Виржинии».( учебник истории).

Пуритане – это английское название Кальвинистов. Кальвинисты, методисты, анабаптисты, пиетизм – вот та идеология, легшая в основу формирования американской нации. Как говаривал Маркс: религия – первая форма идеологии.

Итак, протестантизм, а именно – кальвинизм. Чем они отличались, и отличаются сегодня, от других христиан? Наиболее важным для этого учения догматом считался революционный тезис о «избранности к спасению». В процессе идеологической борьбы сначала с католицизмом, а потом с лютеранством, в 1647 это учение было закреплено в следующем виде: «Грехопадение полностью лишило человека способности направлять свою волю на благо или что – либо, ведущее к блаженству», ( грех испортил природу человека, он грешен и сам в себе не имеет ничего хорошего; своей волей, своими усилиями человек не может спастись, или помочь своему спасению). Однако, из Евангелия следует, что человеки могут попасть в рай. Кроме того, из Евангелия известно, что таких спасенных будет лишь часть. Кто же эти люди, и как они могут спастись, если сам человек по себе есть сосуд греха? Напомню, что речь идет о вопросах, над которыми с напряжением размышляли лучшие умы 16- 18 веков, о тех вопросах, из-за которых велись религиозные войны по всей Европе, которые двигали народы. Кальвинисты приходят к выводу, что таких людей – спасенных «Бог еще до основания мира избрал для спасения в Христе и вечного блаженства… тайным решением и свободной волей своей»… и сделал это не потому, что «видел причину этого в вере, добрых делах и в любви… – Свершил Он это к вящей славе милосердия Своего». Т.е. некоторых людей, еще до создания мира, еще до сотворения времени, еще до точки сингулярности Бог уже предопределил к спасению и вечному блаженству – не за их заслуги, ведь сами они ничего не могут сделать, а только по своей неисповедимой милости, по Своим, непостижимым нам причинам. Других же «Злонамерянных и безбожников, которых Бог, праведный судья ослепляет и ожесточает за прежние грехи, он не только лишает милости своей ,… но подчас отнимает у них и те достоинства, которые они имеют; Он ставит на их пути такие преграды, которые в силу их испорченности становятся поводом к греху…Таким образом, они сами себя ожесточают, даже теми средствами, которыми Бог пользуется, чтобы смягчить сердца других людей.» Т.е. неизбранный человек, чтобы он ни делал, никогда не спасется, все жизненные проблемы, которые избранный преодолевает, извлекая из них уроки, неизбранному не под силу – он только опускатся все ниже и ниже в бездну неудач. «Если бы отвергнутые Богом стали жаловаться на незаслуженную ими кару, они бы уподобились животным, недовольным тем, что Бог не создал их людьми».
Итак, протестантам известно, что часть людей предопределены к вечному блаженству, остальные же прокляты навек.

Какие результаты, в практическом отношении, вышли из этого учения в течение нескольких поколений, последовательно проводивших его в жизнь? Прежде всего «ощущение неслыханного дотоле внутреннего одиночества отдельного индивида». Ведь в решающей проблеме эпохи Реформации – вечном блаженстве – никто не может ему помочь. « Ни проповедник – ибо только избранный способен духовно понять слово Божье, ни таинства – они не являются средством к спасению, ни Церковь — отвергнутые Богом могут принадлежать к видимой Церкви, но не для того, чтобы спастись – это невозможно, а для того, что и они должны выполнять заветы Всевышнего, приумножая славу Его.» Даже Бог не может им помочь – Христос умер только за избранных. Примером этого ( глубокого одиночества, или индивидуализма) может служить поразительно часто повторяющееся в пуританской (протестантской) литературе призыв не полагаться ни на помощь людей, ни на их дружбу. «Каждый, кто хочет ощутить специфическое воздействие этой своеобразной атмосферы, может обратиться к книге Беньяна «Путешествие пилигрима», получившей едва ли не самое широкое распространение из всей пуританской литературы. В ней описывается, как некий христианин, осознав, что находится в городе, осужденном на гибель, услышал голос, призывающий его совершить паломничество в град небесный. Жена и дети цеплялись за него, но он мчался, зажав уши, не разбирая дороги и восклицая «Жизнь! Вечная Жизнь!». Жена, брат, дети – они могут оказаться неизбранными, и тогда никто не поможет такому отвергнутому. В деле спасения есть только человек и Бог. И, если вдруг окажется что родной человек отвергнут Богом, то что праведник может для него сделать? Ничего. Он принадлежит к другому, невидимому обществу – обществу избранных.

Есть и еще одно идеологически- психологическое новшество, которое вытекает из нового догмата об предопределению к спасению. Оно родилось в результате осмысления такой проблемы, о том: как же узнать, спасен ли я? Как узнать волю Бога относительно моей личности? Это важнейший вопрос, который стоял перед верующим человеком той эпохи. Ответ наметил Лютер, дал Кальвин. Первое: верующему вменяется в прямую обязанность считать себя избранным и прогонять все сомнения как дьявольское искушение, ибо недостаточная уверенность говорит о неполноте веры и, следовательно, о неполноте благодати (а, следовательно, ставит под сомнение вопрос об избранности – замкнутый круг) – т.е. сомневаться в своей избранности – подобно утверждению о своей неизбранности. Второе: «Любовь к ближнему, мыслимая как служение Богу, находит свое выражение, в первую очередь, в профессиональной деятельности» — в выполнении своего профессионального долга перед обществом, направленный на выполнение миссии на «рациональное преобразование окружающего социального космоса». Другими словами – если мы любим Бога, то мы должны любить людей: «как ты можешь любить Бога, которого ты не видел, если не любишь брата, которого видишь»? А эта любовь к людям и выражается в образцовом выполнении своих профессиональных обязанностей. Именно так мы выражаем свою любовь к людям вообще, к обществу. Любовь к Богу — любовь к людям — служение людям через успешное выполнение своих обязанностей в обществе.А Бог действует в своих избранных, помогая им добиваться наилучших результатов в своей деятельности. Таким образом, если протестант успешен в своей деятельности, это знак его избранности. Т.е. если католик или лютеранин делает «добрые дела» для своего спасения, то кальвинист или методист делает добрые дела( а именно – помогает обществу, исполняя свой профессиональный долг как можно лучше) для того, чтобы получить уверенность в своем спасении. Итак, протестант-кальвинист должен быть убежден в своей избранности, не допускать в этом сомнений, и подтверждать свою избранность своими успехами в выбранной им сфере деятельности. Нет так называемой духовной жизни, исповеди, раскаяния, каких- то духовных метаний и пр. сентиментальности.

А что, если у человека нарушается его железобетонная вера в собственную избранность? Или у него не получается преуспеть в профессии? Тогда возникают сомнения, что этот человек –избран Богом еще до начала веков. Возможно, он отвергнут Богом и не сможет достичь блаженства в будущем мире, поэтому и в этом у него ничего не получается. Он – неудачник. И, если Бог его отверг, что другие люди, избранные, могут для него сделать? Они могут сделать доброе дело, пожертвовав ему одежду или деньги, но не смогут помочь ему спастись — он неудачник по предопределению.

Понятно теперь, почему американцу трудно принять помощь от другого? Он признает тем самым, что у него проблемы. Проблемы бывают только у отвергнутых. Во всяком случае – настолько систематические проблемы, что человеку нужна чья – то помощь, для их решения. Понятно, почему американцы всегда улыбаются? Ведь только если у него все ОК, тогда все видят что он избран, и Бог помогает ему в его начинаниях. Если у него не все ОК, есть подозрения, что Господь отверг такого человека еще до сотворения мира. Эти подозрения будут и у него самого и у остальных ( что страшнее). Ведь избранным не нужно общаться со всякими неудачниками – в конце концов Господь их отверг, нам ли пересматривать Его решения.
Сегодня, несмотря на высокий уровень религиозности в Америке, именно протестанской религиозности ( по отзывам он на порядок выше, чем религиозность в России), Америка является постхристианской страной. Однако национальный характер ее, сформированный под влиянием протестантской этики, даже потеряв свое ядро ( понимание и обоснование, откуда что берется) остался в основных чертах кальвинистким (методистким, пиетистким). Отношение к людям, к работе, к деньгам, к богатству, на всем неизгладимый след методизма.

Пост в основном является вольным пересказом одной десятитысячной от трудов Макса Вебера. Макс Вебер – немецкий социолог, умер в 1920 году, крупнейший ученый, называемый иногда «антимарксом», широко известный за рубежом. Основной труд по данной теме :«Протестанская этика и дух капитализма», где он обосновывает успехи капитализма в Европе и Америке протестантской идеологией. В СССР книга, естественно, не издавалась в свободной печати. Однако в 1985 году была издана для служебного пользования ( для научной конференции, проводившейся в ФРГ – не могли же наши приехать туда совсем невооруженными современными научными знаниями). Сегодня имеется в свободной продаже.

Так. А почему же русские мрачны, по сравнению с Американцами, и дела у них так себе, если спросишь их об этом? Да потому, что православие, сформировавшее их национальный характер, говорит о том, что Бог- кого любит, того и наказывает; что Царствие Небесное нуждой берется, и «труднее верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное». Мирской успех не является знаком Божьего благоволения. А даже и наоборот. А для достижения спасения души( блаженства, Царствия Небесного)необходимо каяться, осозновать свои ошибки, вести внутреннюю, невидимую духовную работу над собой, совершенствоваться. Все люди грешны, а не святы, и необходимо плакать о своих грехах.А внешне успешный человек — богатый или ловкий в делах- может оказаться негодяем и большим грешником ( в отличие от протестанского мировоззрения, где какой- нибудь сенатор априори избранный и достоин всяческого уважения, у нас же тот же депутат – априори гад, и ему еще надо доказать, что он честный человек). Поэтому-то и было нам дико, когда в 90-е годы приезжал проповедник с Запада и через переводчика глаголил: «Вот посмотрите на меня, меня любит Бог, у меня есть мерседес!». Тогда было дико. Сегодня уже люди склонны прислушаться к такому заявлению.
И, хотя Россия является не просто «постхристианской» страной, а и вовсе постбезбожно-коммунистической, плюс стремительно амеркиканизируется вторичным христинством(например, богатство у нас уже не является пороком, а религия денег — протестантизм без Бога- стремительно побеждает любую другую иеологию), тем не менее в национальном духе есть какой-то ( огромный) процент православных ценностей. Лишенный своего ядра – собственно православия – этот национальный дух, характер, стремительно теряет свою самобытность и исчезает – американизируется. С ним исчезают и русские, в смысле своеобразия культуры. Можно вопринимать это как эволюцию национального характера в сторону общечеловеческих ценностей, а можно как исчезновение собственно русского национального характера.
  • -54
  • 01 ноября 2012, 00:58
  • Atog

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.