Отношения Машеньки и медведя - это бессознательные инцестуозные отношения

САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ДЕТСКИЕ СКАЗКИ — КАК ИХ ПОНИМАЮТ ФОЛЬКЛОРИСТ, ПСИХОАНАЛИТИК И ДВЕ ДЕВОЧКИ ДЕТСАДОВСКОГО ВОЗРАСТА.


Номер 1

«МАША И МЕДВЕДЬ»

Марина Ларионова, преподаватель фольклора, доктор филологических наук, доцент факультета филологии и журналистики ЮФУ:

В этой сказке сохранились следы древнего сюжета о похищении женщины тотемным предком, мифы о браке человека с животным. В основе тотемизма лежит вера в родство человеческого племени и животного (или растения), которое почитается как первопредок. Один из самых известных таких мифов — похищение Зевсом в образе быка финикийской царевны Европы. У разных народов мотив похищения имеет принципиальный характер, потому что от брака женщины и звериного предка рождается чудесный ребенок, который становится культурным героем — от него берет начало весь род. В русских сказках есть такие персонажи, как Иван-Коровий сын, Иван Быкович и даже Иван-Сученок. Сказка «Маша и медведь» трансформировала древнейший миф. Мотив женщины в доме зверя сохранился, но женщина в сказке заменилась девочкой. Сюжет похищения тоже упростился — Машенька попадает в дом медведя без его участия. Зато сохранился мотив насильственного удержания. Разумеется, в детской сказке нет брачной связи девочки с животным — медведь не женится на Машеньке. Но она выполняет все функции хозяйки дома. В финале девочка хитростью возвращается в деревню, а медведь посрамлен: сказка комически интерпретирует ситуацию брака между животным и человеком. Произошло обращение сюжета — сохранение всех форм мифа, но с придачей им противоположного смысла.

Филипп Филатов, кандидат наук, доцент факультета психологии ЮФУ, президент Ростовской психоаналитической ассоциации:

Я думаю, эта сказка посвящена женскому пубертату — периоду полового созревания. Лес, в котором заблудилась Маша, символизирует непознанное жизненное пространство. Для русского человека это очень мощная метафора, ведь славяне соотносили себя с деревьями. Лес — это мир её бессознательного: первичных побуждений, влечений и инстинктов. Все это любая женщина открывает в себе в пубертатном возрасте, пугаясь своих животных желаний. С другой стороны, лес — это часть неосвоенного социального мира. Девочке нужно принять не только свою внутреннюю природу, но и выбрать свое место в обществе.

Если говорить языком классического психоанализа, отношения Машеньки и медведя — хрестоматийные отношения девочки и отца, бессознательные инцестуозные отношения. То, что она попадает к медведю через лес, говорит о том, что зависимость дочери от отца становится актуальной именно в пубертатном возрасте. Маша прячется в коробе за спиной у медведя — так отец выводит дочь во взрослый мир, сам того не подозревая. Это очень интересная стратегия преодоления эмоциональной зависимости.

В образах бабушки и дедушки, к которым девочка стремится, заключеногендерное равновесие — это и мужчина, и женщина, модель семьи. А ситуация с медведем — однополюсна, в ней медведь выступает в качестве отцовской удерживающей силы. Юнг писал об архетипах мудрецов — воплощении коллективной мудрости и вечных ценностей. На мой взгляд, бабушка и дедушка относятся к этому архетипу, и возвращение к ним Машеньки означает уважение к роду и семейным устоям.

Эля Гавриленко, 5 лет:

В лесу нужно вести себя хорошо. Нельзя ничего бросать и костер жечь. Нам в детском саду говорили. И нельзя там даже кричать. Вдруг кто-то там появится и может поймать. Маша с подружками шла-шла, потом она отстала от них. Потом увидела дом и постучала, дверь открылась и вышел медведь. Он обрадовался. Говорит, если уйдешь, я тебя поймаю и съем. Я не стала бы разговаривать с медведем, потому что он может съесть. В чужие дома заходить нельзя. Если бы я потерялась в лесу, я не пошла бы в такой дом. Потому что там будет кто-тозлой, и может поймать и съесть. Медведь плохой, потому что он хитрющий был и сказал: оставайся, а потом не отпускал. Но Маша тоже хитрющая, она даже хитрее медведя оказалась. Потому что она залезла в коробочку, а медведь понес коробочку к бабушке и дедушке. В корзинке были пирожочки. Потом медвежонок сел на пенек, Машенька сказала: «Не кушай пирожок». Но хитрым быть плохо. А медведь все равно плохой. Он должен был девочку отпустить, а она бы к нему в гости потом ходила. И они бы подружились.

 

Курочка Ряба

 

«КУРОЧКА РЯБА»

Марина Ларионова, преподаватель фольклора:

С точки зрения здравого смысла, это, пожалуй, самая непонятная сказка. Но не для исследователей фольклора. Каждое слово здесь — символ с древнейшими корнями. Согласно мифам, у истоков сотворения мира находились два божества: мужское и женское. Женское связано с Землей и называется Рожаницей или Бабой, её часто изображали в окружении петухов — вестников света, а руки рисовали переходящими в головы коней. Дед — это Отец Всех, прародитель, олицетворяющий солнце, небо, силы порядка. Дедами или дзядами славяне называли духов предков. Символический смысл яйца тоже хорошо известен. В мифах разных народов из половинок разбитого яйца образуются Земля и Небо. Из разбитого яйца истекает божественная мужская оплодотворяющая сила. Это первооснова жизни, мировой океан. Яйцо связывают с представлениями об умирающей и воскресающей природе. В поминальных обрядах был обычай катать на могилах яйца и есть яичницу-глазунью на кладбище. При посеве иногда разбивали пасхальное яйцо и закапывали в землю, обеспечивая урожай. Золотой цвет яйца имеет особый смысл, он связан с божественным огнем. Золотой — вообще цвет потусторонних миров. Мышка разбивает яйцо не по неосторожности и не из вредности. Она символизирует разрушительные силы тьмы. Плач и смех деда с бабой — это смерть и воскрешение. А простое яйцо, которое курочка обещает снести, — новая жизнь. Возможно, сказка была призвана ободрять людей, символизируя победу жизни над смертью.

Филипп Филатов, психолог:

Одна из самых парадоксальных и ярких сказок. Трактовок может быть много. Интересен образ золотого яйца. Золото, согласно Юнгу, воплощает состояние целостности. С другой стороны, из золотого яйца ничего не может вылупиться. Оно символизирует высшую ценность, но замкнуто в себе и не может породить жизнь. В результате случайности, спрятанной в образе мыши, целостность разрушена. Старики не ценят то, что у них есть, и теряют яйцо. Но яйцо — это ещё и символ репродуктивных способностей («все живое — из яйца»). Дед и баба утратили возможность родить ребенка. Но им дано золото — символ мудрости, которая приходит на смену репродуктивности. Почему старик и старуха не принимают это как данность? Наверное, это геронтологическая сказка, которая отражает психологический конфликт, описанный американским психологом Эриком Эриксоном. Он говорит о кризисе, когда человек оказывается перед выбором: мудрое принятие старости и смерти как факта или разочарование и отчаяние. Дед и баба плачут — им не хватает мудрости, и они делают выбор в пользу безысходности. А простое яйцо показывает, что жизнь циклична, за смертью следует рождение.

Серую мышку можно рассматривать ещё и как теневой аспект личности. Есть такой термин в юнгеанской психологии — тень. Мы её отвергаем и стыдимся, но она может быть нашей ресурсной частью. Персонажи сказки не могут сами вскрыть подарок, в то время как их теневая часть обладает повышенными возможностями и помогает им достичь цели. Но, разбив яйцо, они опять разочаровываются. Значит по-прежнему не приняли свои недостатки.

Беата Гуриева, 3.9 года:

Курочка снесла золотое яичко. Но это не по правде, это же сказка. Так только в сказках бывает. Дед и баба хотели съесть его. Били-билибили-били. Потом мышка прибежала и разбила яичко. А дедушка и бабушка заплакали, потому что у них уже не было яичка золотого. А курочка сказала: «Не плачь, мы новое снесем». Простое яичко лучше, потому что золотое разбиться может.А простое — неа.

 

Колобок

 

«КОЛОБОК»

Марина Ларионова, преподаватель фольклора:

Обычно происхождение слова «колобок» связывают со словом «коло» — «колесо» или ссеверно-русским «шар, колобок, моток, круглый хлеб». Но можно предположить и его родственную связь со словом «колос». С тем, что колобка сделали из последней муки прошлого урожая, связано много поверий и обрядов. Последние колосья во время уборки закапывали в землю — им приписывалось умение обеспечивать будущий урожай. Зерно должно погибнуть, чтобы дать жизнь новому колосу. По своей дорожке под веселую песенку колобок движется от рождения к гибели. Мотив полного жизненного круга зерна усиливается символическими ролями животных, встреченных колобком. Заяц обычно воплощает идею плодородия (в европейской традиции блюда из зайца готовят на Пасху); волк — это смерть; медведь символизирует воскрешение: он появляется весной из зимней берлоги. За лисой у многих народов закреплено огненное значение. Лиса поглощает зерно в конце пути, но это значит, что оно опять возродится. Кроме того, все эти звери соотносятся с разными фазами луны, которая тесно связана с земледелием. Так что сказку «Колобок» можно трактовать ещё и как лунный календарь.

Филипп Филатов, психолог:

Колобок — архетип простодушного. Округлая форма символизирует умение обходить конфликты, «острые углы». Простота и наивность колобка — это одна из жизненных стратегий, метафора построения отношений по принципу избегания, невовлеченности. Повесть Вольтера «Кандид» в каком-то смысле аналог «Колобка». И колобок, и Кандид нигде не задерживаются, постоянно ускользают. Заметим, у колобка нет ног, корней, связи с землей. На мой взгляд, эту сказку не стоит интерпретировать с конца. Смерть как момент перехода из одного мира в другой — это традиционный финал. Она страшна для современного обывателя, но закономерна для древнего сказителя. Лиса-смерть — это единственная героиня, от которой нельзя уйти, каким бы круглым ты ни был. Это неизбежность, жизнь (или смерть) не перехитришь. В «Колобке» ребенку транслируется информация о том, как взрослый движется по жизни и обходит все проблемы, кроме финальной, которая неотвратима. Колобок однажды уходит от родителей, и детям полезно знать, что необходимо выйти из семьи. Но «Колобка» можно рассматривать не только с точки зрения индивидуального развития личности, но и в свете психологии отношений. Тогда отсутствие рук и ног у героя будет говорить о его незрелости. Внутренне неразвитый человек не способен на сложные отношения и его стратегия — бегство. А результат такой стратегии — поглощение колобка лисой. Личность, которая не может построить зрелые отношения, погибает.

Беата:

Колобок — это такая булочка. Вообще булочки не разговаривают, потому что их кушают.

Но бабушка поскребла, помела, и получился колобок. Он ушел гулять. Все хотели его скушать, а он песенку пел. Лиса колобка съела, потому что он плохо себя вел. Он ушел из дома без спроса и баловался. Катался по дорожкам и хвастался.

Если уйдешь от бабушки, то кто-то тебя заберет и съест.

Мне понравился мишка. Он добрый и колобка отпустил.

 

Гуси-лебеди

 

«ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

Марина Ларионова, преподаватель фольклора:

Баба-Яга — один из древнейших образов русского фольклора. Она не мать, но праматерь. Ученые предполагают, что её образ — остатки матриархальной культуры: вБабе-Яге подчеркиваются её женские признаки (в сборнике Афанасьева прямо говорится, что она «сиськи за плечи закидывает»), однако физиологические признаки не связаны с материнством, а это уже указывает на иную роль женщины.

Костяная нога иногда трактуется как признак её принадлежности к миру мертвых: костяная нога — нога из костей, без кожи. Избушка — пропускной пункт в иной мир, и испытания, которым Баба-Яга подвергает героя, связаны с похоронным обрядом славян — не случайно она в первую очередь предлагает, например, истопить баньку: обычай омывать тела покойных сохранился и в наши дни.

Тот факт, что птицы принадлежат нескольким стихиям, настораживал наших предков, поэтому птицы — символ путешествия души. В этой сказке гуси-лебедиосуществляют связь между миром живых, из которого пришли Аленушка и Иванушка, и миром мертвых, где живет Баба-Яга.

Современному человеку неприятно это слышать, но почти все сказки связаны с мотивом смерти. Сказка отражает тот этап человеческого развития, когда все, что окружало людей, было их миром, а чужой лес или река уже несли смерть. Любая река текла в иной мир.

Филипп Филатов, психолог:

Эту сказку можно рассматривать с позиций, как минимум, двух героев. Если главный — Иванушка, то вся история будет строиться вокруг его отношений с матерью. Баба-Яга в сказке — архетип Великой матери. Несмотря на безусловную любовь, мать может психологически поглощать ребенка, удерживая его рядом с собой, а зависимость от матери оборачивается для мужчины психологической незрелостью. Баба-Яга хочет съесть Иванушку — вернуть его в утробу, «отменив» его развитие и возмужание. Она символизирует негативный аспект матери, а позитивный заключен в образе реальной мамы, которая уезжает, предоставляя детям свободу. В сказке можно усмотреть и сексуальный подтекст. Тогда вся история с похищением Иванушки — это мотив искушения, а Баба-Яга— женщина-соблазнительница. Полет на диких гусях, которые крадут Иванушку, по Фрейду символизирует пиковые переживания близости, сексуальное удовольствие. Но в нашей сказке образы искушенной женщины и матери как бы накладываются друг на друга, и в этом заключается ужас бессознательного инцеста. Если главная героиня — Аленушка, сказку можно рассмотреть иначе. У каждой девочки есть внутренний образ её мужчины (Анимус по Юнгу), который возникает ещё в детстве. Для Аленушки внутренний образ мужчины — это её брат. Интересно, что Аленушка активна и изобретательна в своем поиске Иванушки, причем, прибегает к помощи материнских символических фигур (печь, яблоня), как бы используя женские традиции рода. В то время как её внутренний мужчина инфантилен и ждет спасения, как будто в сказке констатируетсяматриархально-покровительственное отношение женщины к сильному полу.

Беата:

Родители сказали девочке: «На поле идите». И её гуси-лебеди догнали. Они были злые и сами во всем виноваты, а девочка не виновата. Она не хотела дома сидеть. Мне понравилась Баба-Яга. Она интересная и веселая. Баба-Яга хотела съесть мальчика, потому что голодная была. А мальчики и девочки очень вкусные. Эта сказка веселая. Там ещё девочка кушала яблочки и пирожки. Я тебе потом расскажу, что там ещё было. А сейчас буду журнал читать, только ты не смотри на меня.

 

Волк и семеро козлят

 

«ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»

Марина Ларионова, преподаватель фольклора:

По верованиям архаических народов, коза являлась символом плодородия, женской продуктивной силы и изобилия. Например, Зевса вскормила своим молоком коза, а её рог стал Рогом изобилия.

У крестьян смерть связана с посевом, а воскрешение — со всходами. Коза, как олицетворение плодородия, должна умереть, чтобы продолжить жизненный круг смерти — рождения. В сказке эту роль играют козлята. В античности волка считали зверем-призраком, один взгляд которого лишает дара речи. В русских сказках он тоже обитает в ином мире, но часто выступает в роли чудесного помощника героя. Здесь волк — смерть и тьма, поглощающая козлят. Мама-коза заставляет волка прыгать через огонь, и козлята «воскресают». Подтверждение такой интерпретации я нашла в древнеримском празднике Лупекарий в честь Ромула и Рема и вскормившей их волчицы. Во время этого обряда убивали коз и дотрагивались окровавленным ножом до лбов двух мальчиков хороших фамилий. Потом кровь стирали, а мальчики должны были смеяться.

Связь со сказкой очевидна: мальчики — козлята, прикосновение ножом — символическое убийство. А потом — неминуемое воскрешение. Не зря во время этого обряда мальчики должны были смеяться.

Филипп Филатов, психолог:

Здесь большое значение имеет число «семь». Священное число. Сакральный ритм, которому подчинена жизнь. Другой любопытный момент: коза живет с козлятами, но без козла. Семерка указывает на то, что все в их мире упорядочено. Мужчина-волк — противоположность такой гармонии.Детско-материнский мир вступает с ним в конфронтацию. Это напоминает семьи, где мать и дети «дружат» против отца, такое случается в семье алкоголика или когда отец изменяет матери. Со стороны действия Волка выглядят как что-тоопасное, но, возможно, для него это именно потребность в контакте? Коза же этому препятствует. Такая материнская позиция встречается часто, передается детям и проявляется в их страхе перед отцом. Волку приходится изменить голос, потому что он не может быть принят в мужской ипостаси.

Волк проглатывает козлят, и его брюхо становится похожим на живот беременной женщины. Это очень сильный образ, по которому поведение волка можно интерпретировать как «зависть к матке». Психологи считают, что у женщин есть неосознанная «зависть к пенису», мужчины же завидуют женской репродуктивной способности. На бессознательном уровне мужчина хочет быть творцом даже в этом смысле. Можно интерпретировать и так. Финал — это классический Фрейд: мальчик, выживший козленок, становится мужчиной в противоборстве с отцом, пример так называемого «Эдипального конфликта». А волк терпит поражение, потому что там, где мужчина пытается взять на себя «материнскую роль» и начинает соперничать с женщиной на её «поле», он неизбежно проигрывает.

Эля:

Серый волк хотел проглотить и съесть козляток. Это плохо. Их нельзя кушать. Можно кушать поросяток или травку. Я бы побоялась остаться дома одна, как козлята. Потому что если кто-то придет, то меня заберет. Дверь открывать можно, только спросить надо, кто пришел. Мамин голос я узнаю. Если серый волк притворяется, я пойму, что он хитрит. Потому что у волка когти большие, и он может царапаться, а коза не может. И мама тоже не может. Маленький овечек, то есть козленок, хотел сбежать, чтобы серый волк его не съел. А другие не могли сбежать, вот поэтому их волк и съел. Потом мама повела его на костер, и волк обжег себе попу с хвостом. Потом он прыгнул и побежал к своей мамочке. Но волка мне не жалко, а козлят жалко, они не виноваты. А мама-козленок пошла в лес за молоком и оставила деток одних. Так нельзя делать. Она виноватая из-заэтого.

 

Репка

 

«РЕПКА»

Марина Ларионова, преподаватель фольклора:

Эта сказка сложилась в аграрнуюэпоху — то время, когда люди стали заниматься сельским хозяйством. Интересно, что животные-герои, пытающиеся вытянуть репку из земли, — персонажи раннего этапа развития культуры — кочевой, охотничьей мифологии. А в этой сказке отразилось столкновениедоземледельческого и нового, земледельческого, типов сознания. Животные больше не служат предметом культа, они становятся домашними и помогают человеку в его повседневных делах. Мышка, которая последней приходит на помощь, в мифологии — пограничное существо. С ней связаны мысли о сумеречных силах, о страхе перед иным миром. Но даже она здесь одомашнена. Назидательный смысл о пользе всеобщих усилий сказка приобрела, наверное, только в 17–18 веках, когда появились первые её записи.

Филипп Филатов, психолог:

Сказка о деторождении и плодовитости. Репку не могут вытянуть — земля не отпускает. Мне вспоминается история одной моей клиентки: первые роды протекали у нее тяжело, и акушер сказал ей: «Не хочешь отпустить ребенка». Персонажи «Репки» выступают в роли повитухи. Старикам не удается в одиночку создать новую жизнь до тех пор, пока все члены семьи не начинают решать проблемы сообща. Согласно Юнгу персонажей этой сказки можно рассмотреть и так: дед и баба — символ мужской и женской мудрости, социокультурный опыт, мышь — это «тень», она ближе всех к земле. Для рождения новой жизни вся семья должна быть объединена, и даже её недостатки должны быть приняты. Это можно рассматривать как идеальную модель семьи. Можно трактовать сказку и как карту внутреннего мира человека. Тогда репка — это самость, целостность личности, вокруг которой выстраиваются другие компоненты. Кошка и собака — инстинкты, мышка — те черты личности, которых мы стыдимся. Для достижения гармонии нужно объединить все эти аспекты. Не случайно мышь приходит последней. Без принятия тени целостным стать нельзя.

Беата:

Репка — это съедобное, её кушают. Дед посадил репку, чтобы скушать потом. Я такое ещё не ела. Не знаю, вкусная репка или горькая.

Она выросла большая, и он позвал всех тянуть. Репка была тяжелая, поэтому нужно, чтобы все пришли. И мышка маленькая пришла дедушке помогать. И вытянули! Не потому что мышка сильная была, а потому что все вместе. Я бы тоже всех позвала. Когда я тянула репку, позвала всех. Мама и папа пришли и мне помогли. Да я же это сама придумала! Не сажали мы ещё репку.

 

Теремок

 

«ТЕРЕМОК»

Марина Ларионова, преподаватель фольклора:

Очень характерный пример так называемой кумулятивной сказки, построенной на повторах одних и тех же сюжетных элементов. Кумуляция — свойство первобытного мышления, такие сказки — одни из самых древних, их называют «детством фольклора». Первоначальный смысл сказки сильно отличается от того, который мы вкладываем сегодня. Современный человек воспринимает сказку назидательно, а наши предки не нагружали её никакой моралью. «Теремок» отражает тотемистический взгляд на мир, где животные ведут себя, как люди, и где медведь — хозяин леса, у славян он был одним из самых почитаемых животных. Его цель в сказке — не разгром теремка, а желание показать свою власть. Образ дома, кстати, есть далеко не во всех вариантах сказки. В других версиях животные поселяются в горшке или в рукавице. Теремок появляется в тот момент, когда человек начинает понимать свою жизнь как общежитие.

Филипп Филатов, психолог:

Метафорическая история об иерархии семейных отношений, о границах внутри семьи и умении их поддерживать. «Малое» и «большое» должны быть разграничены: т.е. дети не должны брать на себя проблемы взрослых, потому что детская психика не способна их разрешить и ломается, как теремок. В семье выстраивается определенная вертикаль в отношениях, где каждый занимает свое место. Разрушение теремка похоже на ситуацию, когда взрослые возлагают на детей непосильную ответственность, используют как средство манипуляции, не учитывая хрупкость душевной организации ребенка. Навалившийся на теремок медведь — метафора родительского давления.

С другой стороны, поведение медведя можно рассматривать как проявление инфантильности. Попытка поселиться в маленьком домике — это для медведя психологический регресс, желание вернуться в детство, которое он уже перерос.

Эля:

Это там мышонок жил, серый волк и лисичка. И мышка-норушка. Теремок — это такой домик красивый из деревянных деревов. Медведь ломал домик, потому что он большущий был. Он хотел лечь и сесть, растопчить дом, а волк бывает тоже злой, но он в теремке поместился, поэтому волк никого не обидел. Волк маленький был. Я бы тоже там поместилась. А медведю стало обидно, что его не пустили. Вот он разбил и домик, и чашку, и вазу. Я свои игрушки не ломаю, меня за это не ругают, а медведя я бы поругала.

 

Мальчик-с-пальчик

 

«МАЛЬЧИК-С-ПАЛЬЧИК»

Марина Ларионова, преподаватель фольклора:

Одушевление предметов или части целого — свойство мифологического мышления. Как ни странно, люди далеко не сразу осознали связь между процессом зачатия ребенка и его рождением, поэтому представления о рождении ребенка были очень разные. Герой, рожденный волшебным способом, наделяется и волшебными силами.Мальчик-с-пальчик прячется в ухе коня, и это тоже очень древний мотив: чтобы переродиться, герои многих сказок проходят сквозь уши коня или коровы. НоМальчик-с-пальчик не преображается, и это говорит о том, что архаичный сюжет в этой сказке уже переосмыслен. Сказка появилась в момент распада мифологического сознания, когда над мифом можно пошутить, исказить его смысл. Если в архаической основе этой сказки лежит попытка осознать тайну рождения, то бытует она уже как увлекательная история. И на первый план выходят приключения крошечного мальчика и его помощь старикам.

Филипп Филатов, психолог:

Образ Мальчика-с-пальчик соотносится с символами либидо в теории Юнга. По сути, это фаллос. Но мы будем интерпретировать его не как детородный орган, а как скрытую потенцию, символ энергии. Интересно, что мизинец, из которого появляется ребенок, меньше других пальцев участвует в движениях руки. Возможно, сказка транслирует мысль о том, как часто мы считаем бесполезным то, что может таить в себе большую силу. Физически слабый на вид, но ловкий, находчивый герой — это тоже архетип, вспомните притчу о Давиде и Голиафе. Ещё один важный символ — отрубание пальца, отторжение своей части, по сути, самопожертвование. Подчеркивается необычность рождения, ведь настоящий герой по законам мифотворчества должен появиться при незаурядных обстоятельствах. С рождением ребенка мать становится увечной, а мальчик начинает выполнять отцовские обязанности. Кроме того, он желанный ребенок, но поздний. Мужчина не смог реализоваться, и женщина вынуждена пожертвовать частью себя для того, чтобы исправить его неполноценность. Мужчина получаетМальчика-с-пальчик, символ фаллоса, из рук женщины. Выходит, что именно женщина делает мужчину активным, помогает ему состояться. Эта сказка глубоко матриархальна. Как, впрочем, и многие другие русские народные сказки.

Эля:

Бабушка в огороде была, вытащивала капусту и порезалась. Она тряпочку взяла, и появился на маленьком мизинчике с пальчик мальчик. Такое правда бывает. Мальчик был совсем маленький, мог даже в ушке у лошадки поместиться. Таким хорошо быть, но я хочу быть большой. Чтобы я певицей стала, и стала, как папочка, милицией. И буду доктором.

Батюшка хотел его продать, чтобы он денежку получил. И мальчик согласился, а я бы не разрешила меня продать ни за сколько тысяч.

А волка били за то, что он переоделся в овечку. Мне его жалко. Потому что серый волк живой, ему больно. Но если он плохо себя вел, можно ему сказать, а бить жалко.

 

 

kg.riacenter.ru/n33/

  • avatar
  • .
  • +12

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.